Самый музыкальный мультфильм современности, знаменитые Симпсоны, в которых уже «снялись» Роллинги, Том Уэйтс, Красные Горячие Чилийские Перцы, The Who, Металлика, Рамоунз и многие-многие другие звезды, не появился бы, если бы не «Желтая подводная лодка» Битлов, убежден сценарист Симпсонов Джош Вайнштейн. Как и Футурамы, сценарий которой он тоже пишет, и Шрека.
Его собственное первое воспоминание, и очень яркое – просмотр той самой «Желтой подлодки». Этот мультик потряс весь мир и оказал большое влияние на его собственное формирование, считает Джош. Мультипликационный и музыкальный шедевр взорвал мозг впечатлительного шестилетнего Джоша. Он уверен, что и анимацию избрал именно из-за этого мультика и сейчас рад, что ему показали «подлодку», а не «Заводной апельсин».
О создании самого мультфильма уже написаны великолепные книги (Джош рекомендует, к примеру, «Inside the Yellow Submarine» д-ра Роберта Хайеронимуса). А сам Джош рассказал, что случилось после всплытия подлодки в 1968 году. Отец Симпсонов убежден, что битловская субмарина породила современную мультипликацию как таковую. Прежде это был добрый мягкий мир лишенных индивидуальности мышек и медведей из комиксов, а одним из любимых занятий персонажей было воровство еды с пикников. Лишь братья Флейшеры в 30-х решились сделать что-то фантастическое в своих первых, ныне забытых публикой, мультфильмах, героем которых был пучеглазый моряк Попай. Но после «Желтой подлодки» мир полностью изменился. Мультфильмы превратились в искусство не только (или даже не столько) для детей, в сатиру, в ниспровержение традиций. После нее стали возможны и «Симпсоны», и «Футурама», и «Южный парк», и «История игрушек», и «Шрек», и все другие мульты, где можно от души посмеяться над собой.
Джош Вайнштейн рассказал о массе примеров прямого влияния Субмарины на Симпсонов. В серии, где Гомер съел «безумный перец» чили и отправился в путешествие, он по предложению Джоша плывет через облака, как в сцене из Подлодки с Джорджем на вершине гор. Сценарист с режиссером прекрасно друг друга поняли: оба выросли на том же мультфильме. В «Последней надежде Спрингфилда» психоделические галлюцинации Лизы у стоматолога – прямая пародия на «Желтую подлодку» (по мнению Джоша Вайнштейна, блестящая). Всего сам он насчитал в Симпсонах не меньше 20 ссылок на Субмарину. Сам дух Симпсонов, стремительный, легкий, бесшабашный, ничем не обремененная готовность его героев быть глупыми и бесхитростными – это тот самый битловский дух, считает Джош. Он вообще думает, что современники до сих пор сильно недооценивают влияние Битлов на современную комедию как таковую.
«Желтая подлодка» многим обязана не обозначенному в титрах ливерпульскому поэту, другу Битлов Роджеру Маккафу. Его попросили пробежаться по сценарию и сделать более «ливерпульскими» диалоги. Есть мнение, что именно Маккаф привнес в Субмарину многие каламбуры и вообще игру слов. Вообще же отсутствие изначального сценария, письмо на бегу и «на коленке» дали Подлодке такой мощный поток сознания, что она стала школой поколений последующих сценаристов. Слова в Желтой Подлодке становятся ее героями, что тоже было целой революцией. Это полуторачасовое произведение искусства, созданное Битлами, блестящим художником, визионером Хайнцем Эдельманном, режиссером Джорджем Даннингом и целой командой молодых и до сих пор мало кому известных артистов, рождалось почти год и заняло свое место в ряду с шедеврами Энди Уорхола, Бэнкси и Пикассо.