
Почетный профессор Университета Ковентри Тюдор Джонс собрал одно из своих последних исследований в книгу «Боб Дилан и британские шестидесятые», в которой подробно описывается значительное влияние Дилана на некоторых из самых известных британских культовых музыкантов.
«Влияние Дилана на написание песен в современной британской популярной культуре в 1960-е годы было глубоким и далеко идущим», говорит Джонс. «Эффект его влияния ощущался на трех основных уровнях: во-первых, в расширении круга предметов и тем, которые можно было затронуть в текстах популярной музыки; во-вторых, в передаче идеи о том, что лирика может иметь что-то отражающее и значимое, чтобы сказать о современном обществе, человеческих отношениях или даже экзистенциальных реалиях человеческого существования; и в-третьих, в поощрении более личного и эмоционально прямого обращения».
Джонс также подробно описывает, как «Битлз» до того, как на них повлиял Дилан, преимущественно писали песни на тему «романов между мальчиком и девочкой», но изменились после того, как услышали Дилана: «В Великобритании влияние написания песен Диланом было особенно очевидно в 1960-е годы в случае The Beatles, особенно Джона Леннона и Джорджа Харрисона».
Признавая, что песни, написанные как «дальнейшие размышления об аспектах современного британского общества», по-прежнему преобладают в музыке всех вышеупомянутых групп, Джонс добавляет: «Как это ни парадоксально, это были песни, написанные одним из крупнейших британских популярных авторов песен 1960-х годов», «На кого, вероятно, меньше всего повлиял Боб Дилан».
Фронтмен The Who Пит Таунсенд полностью согласен с анализом Джонса. Он рассказал журналу в 2012 году: «Дилан определенно создал новый стиль письма. Думаю, именно Дилан донес до The Beatles идею о том, что можно писать песни не только о любви, но и о других вещах». Это было то, что, пожалуй, больше всего и сразу уловил Джон Леннон. Он быстро отказался от старых роковых троп и сосредоточился лица на персонализированных песнях».
«Когда я начал работать над «My Generation», я начал работать над гибридом Моуза Эллисона и Боба Дилана из говорящей народной песни, знаете ли. «Люди пытаются нас принизить», поет Таунсенд, прежде чем добавить: «Это немного Моуз и немного Дилан. Вы можете взять любую его песню и найти в ней что-то актуальное для сегодняшнего дня».
В то время как рефлексивный взгляд на влияние Дилана часто может показаться очевидным, его значительное влияние ощущалось и в разгар славы для всех вышеупомянутых артистов. В течение слишком короткой карьеры Джона Леннона он сам называл себя хамелеоном в написании песен. Леннон вместе с Полом Маккартни написал несколько самых любимых слушателями песен The Beatles. Однако некоторые из них были вдохновлены стилем Боба Дилана.
В 1965 году Леннона спросили, какие песни The Beatles ему нравятся больше всего. Его ответ открыл перекресток в его карьере. «Одна из тех, что мне нравится, это You’ve Got To Hide Your Love Away. Но она не коммерческая». В этой фразе все сказано. The Beatles доминировали в чартах, но с песнями, которые были чистой поп-музыкой и без особой серьезности. Это было то, что Леннон изменил в течение карьеры ливерпульской четверки, и одной песней, положившей начало этому движению, была Help! 1965 года.
Песня послужила мостом от поп-рока, в написании которого тандем Леннон-Маккартни стал настолько искусным, и, вместо этого, к более рефлексивному и выразительному звучанию. В 1971 году Леннон довольно лаконично описал трек: «Это один из тех, которые как бы грустно напеваешь про себя: «Вот я стою/Голова в руке». Я начал думать о своих собственных эмоциях».
Это был момент прорыва для Леннона и группы, хотя неясно, когда было принято решение. Леннон продолжает: «Я не знаю, когда именно это началось, например, «I’m A Loser» или «Hide Your Love Away» или что-то в этом роде. Вместо того, чтобы проецировать себя в ситуацию, я просто пытался выразить то, что я чувствовал о себе, что я сделал в своих книгах».
Тем не менее, был один человек, с которым группа познакомилась годом ранее, который, возможно, протянул руку помощи в решении по-другому подходить к песням. «Думаю, именно Дилан помог мне понять это», продолжил битл в круглых очках. «У меня было своего рода отношение профессионального автора песен к написанию поп-песен, но, чтобы выразить себя, я писал книги «Spaniard In The Works» или «In His Own Write» – личные истории, которые выражали мои личные эмоции».
Хотя у трека, безусловно, есть свои достоинства, трудно не услышать влияние Боба Дилана. Группа познакомилась с артистом в 64-м, и к тому времени альбом «Help!» дошел до стадии возникновения новой структуры творчества. Как Леннон описывает эту песню в своем интервью Playboy 1980 года: «Это снова я в моем периоде Дилана. Я как хамелеон… под влиянием всего, что происходит: «если Элвис смог это сделать, то и я смогу, если Everly Brothers смогли это сделать, то мы с Полом сможем». То же самое с Диланом».
В 1984 году Маккартни подтвердил: «Это был Джон, играющий Дилана… под сильным влиянием Боба. Если вы послушаете, он поет, как Боб».