Влияние Дилана на британскую музыку историки музыки тщательно изучают уже десятилетиями. Недавно вышла еще одна монография на эту тему.
Почетный профессор Университета Ковентри Тюдор Джонс собрал одно из своих последних исследований в книгу «Боб Дилан и британские шестидесятые», в которой подробно описывается значительное влияние Дилана на некоторых из самых известных британских культовых музыкантов.
«Влияние Дилана на написание песен в современной британской популярной культуре в 1960-е годы было глубоким и далеко идущим», говорит Джонс. «Эффект его влияния ощущался на трех основных уровнях: во-первых, в расширении круга предметов и тем, которые можно было затронуть в текстах популярной музыки; во-вторых, в передаче идеи о том, что лирика может иметь что-то отражающее и значимое, чтобы сказать о современном обществе, человеческих отношениях или даже экзистенциальных реалиях человеческого существования; и в-третьих, в поощрении более личного и эмоционально прямого обращения».
Джонс также подробно описывает, как «Битлз» до того, как на них повлиял Дилан, преимущественно писали песни на тему «романов между мальчиком и девочкой», но изменились после того, как услышали Дилана: «В Великобритании влияние написания песен Диланом было особенно очевидно в 1960-е годы в случае The Beatles, особенно Джона Леннона и Джорджа Харрисона».
Признавая, что песни, написанные как «дальнейшие размышления об аспектах современного британского общества», по-прежнему преобладают в музыке всех вышеупомянутых групп, Джонс добавляет: «Как это ни парадоксально, это были песни, написанные одним из крупнейших британских популярных авторов песен 1960-х годов», «На кого, вероятно, меньше всего повлиял Боб Дилан».
Фронтмен The Who Пит Таунсенд полностью согласен с анализом Джонса. Он рассказал журналу в 2012 году: «Дилан определенно создал новый стиль письма. Думаю, именно Дилан донес до The Beatles идею о том, что можно писать песни не только о любви, но и о других вещах». Это было то, что, пожалуй, больше всего и сразу уловил Джон Леннон. Он быстро отказался от старых роковых троп и сосредоточился лица на персонализированных песнях».
«Когда я начал работать над «My Generation», я начал работать над гибридом Моуза Эллисона и Боба Дилана из говорящей народной песни, знаете ли. «Люди пытаются нас принизить», поет Таунсенд, прежде чем добавить: «Это немного Моуз и немного Дилан. Вы можете взять любую его песню и найти в ней что-то актуальное для сегодняшнего дня».
В то время как рефлексивный взгляд на влияние Дилана часто может показаться очевидным, его значительное влияние ощущалось и в разгар славы для всех вышеупомянутых артистов. В течение слишком короткой карьеры Джона Леннона он сам называл себя хамелеоном в написании песен. Леннон вместе с Полом Маккартни написал несколько самых любимых слушателями песен The Beatles. Однако некоторые из них были вдохновлены стилем Боба Дилана.
В 1965 году Леннона спросили, какие песни The Beatles ему нравятся больше всего. Его ответ открыл перекресток в его карьере. «Одна из тех, что мне нравится, это You’ve Got To Hide Your Love Away. Но она не коммерческая». В этой фразе все сказано. The Beatles доминировали в чартах, но с песнями, которые были чистой поп-музыкой и без особой серьезности. Это было то, что Леннон изменил в течение карьеры ливерпульской четверки, и одной песней, положившей начало этому движению, была Help! 1965 года.
Песня послужила мостом от поп-рока, в написании которого тандем Леннон-Маккартни стал настолько искусным, и, вместо этого, к более рефлексивному и выразительному звучанию. В 1971 году Леннон довольно лаконично описал трек: «Это один из тех, которые как бы грустно напеваешь про себя: «Вот я стою/Голова в руке». Я начал думать о своих собственных эмоциях».
Это был момент прорыва для Леннона и группы, хотя неясно, когда было принято решение. Леннон продолжает: «Я не знаю, когда именно это началось, например, «I’m A Loser» или «Hide Your Love Away» или что-то в этом роде. Вместо того, чтобы проецировать себя в ситуацию, я просто пытался выразить то, что я чувствовал о себе, что я сделал в своих книгах».
Тем не менее, был один человек, с которым группа познакомилась годом ранее, который, возможно, протянул руку помощи в решении по-другому подходить к песням. «Думаю, именно Дилан помог мне понять это», продолжил битл в круглых очках. «У меня было своего рода отношение профессионального автора песен к написанию поп-песен, но, чтобы выразить себя, я писал книги «Spaniard In The Works» или «In His Own Write» – личные истории, которые выражали мои личные эмоции».
Хотя у трека, безусловно, есть свои достоинства, трудно не услышать влияние Боба Дилана. Группа познакомилась с артистом в 64-м, и к тому времени альбом «Help!» дошел до стадии возникновения новой структуры творчества. Как Леннон описывает эту песню в своем интервью Playboy 1980 года: «Это снова я в моем периоде Дилана. Я как хамелеон… под влиянием всего, что происходит: «если Элвис смог это сделать, то и я смогу, если Everly Brothers смогли это сделать, то мы с Полом сможем». То же самое с Диланом».
В 1984 году Маккартни подтвердил: «Это был Джон, играющий Дилана… под сильным влиянием Боба. Если вы послушаете, он поет, как Боб».