Есть легенды блюза, есть мастера блюза и есть Джон Мейолл, замечает поговоривший с Джоном Майк Меттлер. Недавно Мейолл посетил Москву и Питер. Главклуб, где проходили концерты, разыграл несколько билетов, один из которых достался переводчику этого интервью, дав ему впервые в жизни убедиться: розыгрыши билетов ВК – такая же реальная и крутая вещь, как промокоды 003.ru.
Джон Мейолл давно и заслуженно стяжал славу отца британской блюзовой сцены, возникшей на пике 60-х. Через его блюзовую школу прошли Эрик Клэптон, Питер Грин, Мик Тейлор, Коко Монтойя и Бадди Виттингтон. В год своего 80-летнего юбилея Джон Мейолл не показывает никаких признаков спада. Нет выбора, объясняет он сам: он просто вступил на эту дорогу, на ней остался и это единственная вещь, которую он знает, как делать. Последний на сегодня альбом Джона Мейолла, A Special Life, продолжает богатые блюзовые традиции, за что в немалой степени спасибо гармонии внутри бэнда Джона, состоящего из гитарного аса из Техаса Роки Атаса и ритм-секции из Чикаго: басиста Грега Рзаба и барабанщика Джея Давенпорта.
На вопрос, как он ухитряется сохранять такой голос, Джон Мейолл ответил, что вообще-то не знает. Дело разве что в том, что он довольно здоровый человек. Он не чувствует никаких признаков ухудшения голоса, ему по-прежнему очень по кайфу петь, а на записи каждого альбома (это бывает не так часто) хочет выдавать лучшее и быть уверенным, что его голос в наилучшей форме.
Никаких занятий по вокалу Джон не проходил. Сам учился играть на всех своих инструментах (как и петь). Никто не давал ему никаких указаний (он не любитель их получать).
A Special Life записан в большой комнате в студии, все музыканты смотрели друг на друга, барьеров не было. Джон вчерне писал вокал во время совместной игры, но окончательный вариант вокала был наложен потом. Чувства живой игры нельзя добиться, если писать всё по отдельности, уверен он. Нужно взаимодействие. Первый трек на альбоме был записан с первого дубля, второго просто не стали делать. Бэк-вокалист, аккордеонист Си-Джей Ченье сел в самолет в Нью-Орлеане, явился в студию в 11 утра и до того не был знаком с музыкантами бэнда. В 4 часа он сделал свою часть работы над альбомом и вечером был дома. Именно так Джон Мейолл и любит работать. Если что-то не складывается в первый час, значит, оно и не будет работать, считает он. Если работать над треком и стараться, чтобы всё стало правильно, это работать не будет. Нужно словить эту магию, когда играешь. Должно быть полное взаимопонимание. Если есть ощущение естественности, тогда это настоящее. А блюз должен быть настоящим. Джона озадачивает, как супергруппы работают над новыми альбомами неделями, месяцами, а то и годами. Он вообще не представляет, как это в принципе возможно.
Любимые песни у Джона – все: он не выпускает альбом, пока не подберутся песни, каждая из которых любимая, каждая затрагивает разные чувства и разные истории, пока все они не отделятся друг от друга и не получат собственную индивидуальность, зазвучат каждая по-разному. Это для Джона и есть принцип создания нового альбома.
На компакт-диске Джон обозначил тональности, в которых сыграна каждая песня. Фэны это очень ценят, коллеги-музыканты хвалят: очень полезно дать знать, что происходит, смеется Мейолл. Выбор тональностей альбома – тоже важная составляющая: у каждой свой дух и настроение. Это дает альбомам и контраст и элемент сюрприза, когда треки сменяют друг друга. В этом смысле Джон – представитель настоящего олдскула. Говоря о старой школе, одна из первых вещей, которую Мейолл открыл – буги-вуги. И «проводником» в клавишной сфере стал для Джона Альберт Аммонс. Сильнейшее влияние на пение Мейолла оказал Фредди Кинг. Джона сильно впечатляли и его гитара, и всё в целом. Мейолл играл с Джоном Ли Хукером, Сонни Боем Вильямсоном, Ти-Боуном Уокером, это стало частью его музыкального воспитания. Все они его кумиры, особенно Сонни Бой: он играет не так, как остальные гармонисты, его музыка всегда ложится поперек, и он великий автор блюзов, в которых часто видно отличное чувство юмора.
Обложку A Special Life Джон Мейолл сделал сам. Там изображена дорожная, гастрольная гитара Джона. Когда у него появляется новая гитара, он любит снимать корпус и переделывать его. Так что это его новейшее произведение трехмерного искусства. Сейчас он много выступает, и когда с игрой на гитаре что-то идет не так, людям по крайней мере есть на что посмотреть, смеется Джон. Всего Мейолл создал больше обложек своих альбомов, чем некоторые студии звукозаписи. Он учился на факультете искусств, в том числе графике, типографскому мастерству и всему такому и думал, что это и станет его карьерой, а музыка – хобби. Джон считает, что конверт альбома должен соответствовать той музыке, что внутри. Должна быть связь. Потому визуальная сторона для него – часть процесса создания музыки, всё это приходит вместе.
Свои концерты группа не записывает: это отвлекает, надо таскать дополнительное оборудование, а группа путешествует налегке. Кроме того, играть и знать, что концерт записывается, труднее, начинаешь фокусироваться на ошибках, сдерживаться, чтобы их не было и т. п. Сет Historical Live Shows – это записи, сделанные, когда музыканты об этом не знали, отсюда и ощущение свободы на них.