«Винтажный» в среде гитаристов и покупателей усилителей значит «крутой», и Фендер, Гибсон, Мартин и масса других легендарных компаний с энтузиазмом пускают реплики своих не менее легендарных «топоров» на поток. А одержимые инновациями производители поп-мейнстрима пользуются словом «винтажный» в смысле «отживший» и «не модный». Но и в их мозгах всё вскоре может повернуться.
Корг, Муг и несколько других производителей электронных инструментов возрождают дизайн прошлых десятилетий, прежде всего нескольких винтажных винтажных синтезаторов конца 60-х и 70-х, времени рассвета проникновения электроники в музыку.
Корг пересоздал аналоговый ARP Odyssey, выпущенный в 1972 и использованный Манфредом Мэнном и Элтоном Джоном, как и массой других рок-, поп-, фьюжн- групп и джазменов. Производство легендарного синтезатора остановилось в 1981 году, когда аналоговые инструменты стали повсеместно вытесняться цифровыми.
В конце 60-х и 70-х музыканты восприняли синтезаторы как путь неимоверного расширения возможностей во всех направлениях. До того с ними возились одни музыкальные экспериментаторы. впервые новый инструмент использовали Манкиз на паре треков в альбоме 67 года. «Управляться с ним было довольно трудно, – вспоминает Мики Доленс. – Однажды я устроил вечеринку для Джона Леннона, и мы с ним четыре часа просидели за Мугом, создавая звуки летающих тарелок. Муг был просто великолепен для звука летающих тарелок». Вскоре Битлз, Роллинг Стоунз, Ху, ЭЛП и другие раздвигавшие границы группы стали экспериментировать с синтезаторами. Они стали ключевым элементом прогрессива 70-х.
Возобновление интереса к аналоговым технологиям – это не просто ностальгия. Музыканты и экспериментаторы со звуком увидели в них потенциал, не исследованный полностью до наступления цифровой эры. Дизайнер синтезаторов, музыкант Том Оберхайм, внесший серьезный вклад в развитие миди-технологий, говорит, что в аналоговых музыкальных инструментах есть теплота и органичность, пленяющие воображение, как беседки для дачи кованые сравнительно с пластиковыми. Как и в виниле сравнительно с цифровыми носителями. А 78-летний музыкант, композитор, физик, инженер звукозаписи, один из известнейших в мире сторонников аналоговых синтезаторов Малколм Сесил замечает, что они отличаются безграничной гибкостью. Цифровые синтезаторы издают тот же звук каждый раз, а с аналоговым каждый день получается иной звук. «Я джазмен, и я могу играть те же вещи с теми же музыкантами каждую неделю, но они никогда не звучат тем же образом дважды», – говорит Малколм. Музыкант из Лос-Анджелеса М. Геддес Гендра, зависая над новеньким аналоговым Мугом, утверждает: «Я знаю, что могу провести годы с этой вещью и никогда не исчерпать все звуковые возможности».
Цифровые синтезаторы гораздо легче и компактнее, их гораздо проще программировать, но что-то было утеряно в погоне за удобством, утверждают сторонники аналоговой техники. А теперь оно найдено вновь.